Что такое «НАСТОЯЩАЯ» или «ПОДЛИННАЯ» Гжель?!

20.09.2012
Подлинная цель любого народного промысла – сохранение духовных культурных ценностей. В практику народного промысла входит все больше создание изделий уникально – художественных, выпускаемых небольшими сериями, где варианты обрабатываются автором или группой исполнителей, появляются мастерские, открывающиеся художниками, ушедшими с основного предприятия. На территории народного промысла, на земле, выпестовавшей династии мастеров, живых носителей культурной памяти края, возникают небольшие предприятия, мастерские, в том числе семейные. Малое предприятие, более гибкое, ныне противопоставляет себя бывшим гигантам, память о которых хранят опустевшие здания Гжели...Так восстанавливается структура народного промысла, с конкурентоспособной средой, где художественная традиция есть живая память... В свете новых открывающихся перспектив для развития народного художественного промысла важно уяснить, что понятие «народный художественный промысел Гжель» не исчерпывается деятельностью какого – то одного предприятия на территории бытующей культурной традиции, тем более производством, функционирующим в какой – то отрезок времени. В Гжели на обширной территории местное население издавна создавало художественную бытовую керамику с сочной кобальтовой цветочной росписью (фаянс, фарфор) и с полихромной живописью – майолику. Эта художественная деятельность населения, традиционная технология, передавались из поколения в поколение, как и навыки мастерства. Уровни производственного функционирования промысла сейчас разные: от семейного или творчества одного мастера – до группового, на основе мастерской или значительно большого предприятия, но всех их объединяет одно: школа традиции, форма стилистики приемов художественного языка, техника и технология, общий тип создаваемых изделий. На Гжельской земле в настоящее время возродилось производство гжельской керамики в деревнях и селах: Речицы, Трошково, Шевлягино, Ново – Харитоново. И это естественное развитие народного промысла, стимулирующее качество и многообразие вариантов на основе одной культурной традиции. Возникшие производства сумели заявить свое собственное лицо искусства Гжели и в ассортименте, и в формах, и в росписи, и даже в технологии. Каждое из них имеет перспективу развиваться, создавая культуру своего прочтения и воспроизведения традиции, стилистических особенностей вариантов общего типа искусства Гжели и самих изделий. В одном случае это сочетание орнаментальности изысканных разделок с живописно легким мазком, сгущающимся в темно – синее пятно («Шекма» или «Звезда Гжели»). В другом – это полновесная округлость народных форм с выразительно живописной, размашисто – быстрой росписью, строящейся на переходах от темно-синего густого мазка к легкости прозрачно – голубого, где имеет значение система тонких орнаментально – линейных привязок («Электроизолятор»). Самостоятельно выделилось производство «Галактика», оно ищет свой путь в новых видах изделий. Здесь появились настольные гжельские расписные лампы, новые варианты люстр. Ни одно из предприятий в отдельности не имеет права на присвоение себе авторства на кобальтовую роспись или технологию гжельского фарфора. Это – культурное достояние края, определяемое понятием «Гжель», национальное достояние России. Каждое предприятие дает свое прочтение традиции, ищет и развивает свои направления в искусстве. В каждом случае изделие со знаком производства, подписью художника того или иного предприятия, мастерской, имеет право на общую эмблему и название «Гжель».
Источник: Некрасова М.А., "Народное искусство России в современной культуре"